Трехкратный прием пищи - утром, в середине дня и ближе к его концу - обусловлен биологически и распространен повсеместно у самых разных народов. Характер этих трапез, однако, подвержен значительным вариациям и колеблется не только от одного народа к другому, но и по социальным слоям.
По заведенному порядку весь Рим легко закусывал утром, перехватывал кое-что по завершении дневных дел и во второй половине дня собирался на обед. Утренняя закуска и дневной завтрак не предполагали ни точного времени, ни определенного меню. Они только удовлетворяли голод в то время и в тех условиях, когда он возникал. Крестьяне приступали к приготовлению первого завтрака сразу же после пробуждения от сна и, лишь поев, выходили из дому. Клиенты же богатых и знатных семейств шли утром приветствовать патрона натощак и только здесь получали спортулу - корзиночку с едой.
Меню обоих завтраков складывалось случайно и произвольно. Бедные ели все подряд, зажиточные римляне были более разборчивы.
Подчас оба завтрака бывали очень скудными. Следуя своим привычкам, император Август ел на завтрак “грубый хлеб, мелкую рыбешку, влажный сыр”, а Сенека и вовсе “завтракал сухим хлебом, так что после завтрака незачем было мыть руки”. Обычный завтрак располагался между двумя этими крайностями и состоял из хлеба, смоченного в вине или слабом растворе уксуса, сыра, фиников, холодного мяса или ветчины.
Главное состояло в том, что эти завтраки человек съедал в одиночку. Однако обед был трапезой в полном смысле этого слова.
Если приемы пищи, предшествовавшие обеду, не занимали определенного места в распорядке дня римлян, то обед начинался всегда точно и неизменно- около половины второго зимой и половины третьего летом. Лишь человек аскетического образа жизни, вроде Плиния Старшего, “летом вставал из-за обеда засветло, зимой в сумерки”. Август, тоже весьма неприхотливый в своих привычках, шел после обеда заниматься государственными делами, но эту работу его биограф называет “ночной”. До полуночи пировал Нерон. Переходить от обеда к ночному сну считалось нормой.
Обед всегда предполагал приглашенных гостей и общение сотрапезников; обеды в одиночку упоминаются у римских писателей в виде редчайшего исключения. Главное в обеде-беседа.
Независимо от размеров помещения и числа обедающих центром, вокруг которого организовывалась трапеза, был небольшой стол, с трех сторон окруженный массивными, чаще всего каменными, ложами, на которых, по трое на каждом, и возлежали обедающие. С четвертой стороны стола доступ открывался тем, кто обслуживал трапезу, менял блюда и приборы, разрезал мясо, подливал вино. На ложа набрасывали много тканей и подушек, которыми отделяли место одного сотрапезника от другого. В зале царила ужасная теснота. Скученные люди, разогретые вином и едой, непрестанно потели и, чтобы не простужаться, укрывались специальными накидками.
Не меньшая теснота царила и на столе, очень небольшом по размеру и потому неспособном вместить все блюда с едой. Ее приходилос
...
Читать дальше »